Союз мастеров музыкальных инструментов

Материалы

Русские народные гусли: конструкция и особенности игры

Знакомые всем по древним былинам гусли связаны с архаической музыкальной культурой. У разных наций встречаются похожие по форме инструменты. У финнов это кантеле, у литовцев – канклес, эстонцев – каннель и т. п. Однако русские народные гусли отличают уникальные конструктивные особенности и техника исполнения, которые знают, возможно, только ученые, гусельные мастера и музыканты-исполнители.

 

Конструкция русского инструмента


При изготовлении корпуса используют ель, ольху, сосну. Накладная дека должна быть еловой. Струнодержатель закрепляется в узком конце инструмента. Это металлический либо деревянный стержень, который устанавливается в так называемые ушки – отверстия на боковой стенке корпуса. Более простой вариант закрепления: П-образная скоба вставляется в предварительно сформированные отверстия на «пятке».

 

Какая форма у традиционных гуслей: русский народный инструмент немного скошен по верхнему краю, продолговатый. Резонаторное корытце закрывается декой – крышкой, утопленной в корпус. Дека закрепляется по периметру клеевым соединением либо с помощью гвоздей, железных или деревянных. Голосовое отверстие (диаметр – до 5 см) располагается на лицевой стороне резонаторного ящика.

 

Струны имеют разную длину и располагаются веерообразно. Высота натяжения – 1–2 см от лицевой плоскости инструмента. Колки мастер гуслей устанавливает в сквозные отверстия на планке (тыльная сторона корпуса). Особое крепление струн, связь их расположения с корпусом создают эффект естественного резонанса, придают звучанию русских народных гуслей уникальную тембровую окраску, когда обертона образуют постепенно нарастающий хор.

 

Техника игры на инструменте


Для нашей национальной гусельной традиции характерны особые приемы игры. Исполнители на гуслях устанавливают инструмент вертикально. Нижняя боковая стенка корпуса при этом соприкасается с коленями музыканта. Он располагает пальцы левой руки между смежными парами струн. Кисть движется вверх, вниз – гасятся посторонние тона, открытые струны остаются свободно звучащими.

Исполнитель кистевыми ударами правой руки или с помощью так называемого выщипывания тонов на определенных открытых струнах извлекает звук. Подобная техника игры на русских народных гуслях кажется простой. Но именно с ее помощью сложилась богатая традиция исполнительского мастерства в сфере народной инструментальной музыки в целом.

 

Звучанию гуслей свойственна полифоническая фактура. Мы воспринимаем единый поток музыки, но в нем различаются отдельные выразительные голоса. Эти звуковые линии пересекаются, создавая гармонию. Для гусельного музыкального изложения также характерна нерасчлененность и вариантная повторяемость краткого построения ритма и интонации.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Ваш коментарий

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в TwitterОтправить в BobrdobrОтправить в LiveinternetОтправить в LivejournalОтправить в MoymirОтправить в OdnoklassnikiОтправить в VkcomОтправить в Yaru